детский сад "Солнышко" старшая группа село Еланцы

проекты нашей группы. тема "птицы"

Название проекта

птицы

Тема проекта

Зимующие птицы

Проблемное поле проекта

Почему птицы улетают на юг. Какие птицы зимующие как им помочь.

цель

обогатить знания детей о  зимующих птиц.

задачи

Дать знания детям о разных видах птиц, почему птицы улетают зимой. Чем отличаются перелётные птицы от зимующих. Развивать любознательность, исследовательскую деятельность, творческие навыки, воображение. Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение, желание заботиться о птицах.

Вид проекта

исследовательский, познавательный.

Состав участников

Родители, дети, воспитатель, руководитель ИЗО.

Основные виды деятельности детей, организуемые педагогом

название

Цели, задачи

содержание

занятия

«Птичий двор»

 

развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, приобщение к общепринятым нормам и правилам через совместную деятельность со взрослым и сверстниками, расширение кругозора детей.

 

1.слушание аудио записи голосов птиц – угадывание, рассматривание иллюстраций после угаданного.

2.игра «чей детёныш».

3.рассматривание иллюстрации «петушок с семьёй».

4.беседа по рассказу К.Д. Ушинского, объяснение новых слов.

5.игра под музыку «танец маленьких утят».

6.пальчиковая игра «у цыплят папа, важный петушок»

7.оригами «уточка».

Занятие

 

 

 

 

 

занятие

«Зимующие птицы».

Обобщение и систематизация знаний и представления детей о зимующих птицах. Упражнять в узнавании птиц по их описанию. Учить образовывать сложные прилагательные. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, активного и пассивного словаря. Воспитывать стремление беречь и помогать зимующим птицам

1.загадка – рассказ о времени года (зима, зимующие птицы).

2. появление снеговика с письмом от зимы.

3.беседа со снеговиком о зимующих птицах.

4.игра «да, да – это так»

5.физминутка. «зарумянились кустарники».

6.игра «какая птица улетела»

7. чтение стихотворения «мы кормушку смастерили»

8.игра «передай снежинку и скажи одним словом».

9.игра «узнай по описанию».

10. беседа «как помочь Птицам зимой»

11.Психогимнастика «Лучики»

12.прощание со снеговиком, обобщение «что узнали на занятии?»

игры

Пальчиковые, дидактические, подвижные.

Цель: уточнить и расширять представления о зимующих, перелетных птицах, об их жизни в зимний период. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Дидактическая игра «Да, да – это так».

«какая птица улетела», «Узнай по описанию», «Угадай, чей голос».

Пальчиковая игра «Полёт птиц», «птички», «Птенчики в гнезде», «Скворечник», «птицы прилетают» (отображено в календарных планах).

Подвижные «Передай снежинку и скажи», «Воробушки и кот», «зимующие и перелётные птицы»

Художественная литература

Рассказы, сказки, заучивание стихов

 

Цель: знакомить детей с новыми, художественными литературными произведениями, развивать речь, память, выразительность речи. Формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Стихи:

«мы кормушку смастерили» З. Александрова

«Зарумянились кустарники» Т. Татьяничева – с элементами движения.

«Весна» А. Н.Плещеев

Рассказы: Ушинский «Петушок с семьёй»

«ничего особенного» С.В. Образцова.

М.Н. Богданова «Домашний Воробей»

Работа с родителями

Поиск информации. (конец января начало февраля) Сделать кормушки (конец февраля начало марта).

Цель: вовлечь родителей в работу детского сада, формировать желание помочь, поделиться своими знаниями.

Урбаханова Егора «Почему птицы улетают на юг» - подобрать изображения перелётных птиц.

Бомбоевы Арина и Ирина «зимующие птицы» - с подбором соответствующих картинок.

Совместная и самостоятельная деятельность. Воспитатель – дети, дети – дети.

Создание уголка – накормим птиц

 

1.баночки разных размеров с крышечками, под корм –крупы, крошки ( учить закрывать баночки каждую своей

 

 

 

 

 

 

«Зимующие птицы». Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Обобщение и систематизация знаний и представления детей о зимующих птицах.

2. Упражнять в узнавании птиц по их описанию.

3. Учить образовывать сложные прилагательные.

4. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, активного и пассивного словаря.

5. Воспитывать стремление беречь и помогать зимующим птицам

Ход НОД:

Ребята, сегодня солнечный день. У нас у всех хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне.

1. Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь. Сядьте удобно на ковёр, закройте глаза, слушайте внимательно. Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом. Многие птицы в это время года держатся стайками, которые перелетают с места на место в поисках пищи. Особенно заметны стайки мелких птиц, например, синиц, снегирей, воробьёв. Вороны и галки ночуют большими стайками на деревьях в парках, садах, рощах, распушив перья и прижавшись друг к другу. Синицы, дятлы, корольки укрываются от холода в дуплах. В кроне густых ёлочек ночуют снегири.

Птицы жмутся к человеческому жилью. Поэтому в это время года надо вывешивать кормушки для птиц. О каком времени года рассказ? (ответы детей)

- Правильно, ребята, о зиме. (показ иллюстрация)

2. Появляется снеговик , дети здороваются.

Снеговик принес от зимушки-зимы письмо. Показываю конверт и читаю: «Дорогие ребята, зимой очень трудно живется птицам. Помогите птицам! Расскажите, что вы знаете о зимующих птицах и как вы им помогаете? ». Давайте расскажем всем о зимующих птицам, чтобы все знали, какие эти птицы, чем питаются и как им помочь зимой.

3. Игра: «Да, да - это так ».

Ребята я сейчас буду говорить предложения, если предложения о зиме вы хлопаете в ладоши и говорите «Да, да – это так! » Если предложение не о зиме – «Нет, нет – всё не так! »

1. Зимой земля покрыта белым пушистым снегом. (Да, да - это так) .

2. Птицам зимой холодно и голодно. (Да, да - это так) .

3. Деревья оделись зимой в снеговые шубы. (Да, да - это так) .

4. Зимой птицы улетают в тёплые края. (Нет, нет - всё не так) .

5. Зимой много корма для птиц. (Нет, нет - всё не так) .

6. Все зимующие птицы выводят птенцов зимой. (Нет, нет - всё не так) .

Да, зимой река покрыта льдом, земля и деревья укрыты пушистым снегом, птицам холодно и голодно.

4. Игра с мячом: «Да или нет», (дети стоят по кругу)

- Ребята, знаете ли вы птиц, которые зимуют с нами? (Да)

- Хорошо! Я буду бросать мяч и называть птицу, если птица зимующая, вы ловите мяч и говорите «Да! » Если птица не зимует, вы говорите «Нет! » и бросаете мяч мне.

Слова: воробей, ворона, ласточка, синичка, снегирь, аист, голубь, сорока, скворец.

- Молодцы, вы знаете зимующих птиц. Трудно зимой птицам, им холодно, голодно. Как люди заботятся о них? (Ответы детей)

\

5. Физминутка:

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари (пощипывают щеки).

Это красные фонарики («фонарики»)

Засветили снегири. (взмахи руками, как крыльями)

Чистят перышки пунцовые, («чистят перышки»)

Воду пьют из родника («пьют»).

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши) .

Л. Татьяничева

(дети садятся за столы)

6. Игра: «Какая птица улетела? » картинки с изображением зимующих птиц: сорока, ворона, синичка, воробей.

Дети закрывают глаза. Дети открывают глаза, дефектолог показывает слайд и задаёт вопрос: «Какая птица улетела? » (Улетела синичка и т. д.)

7. чтение и разучивание стихотворения.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Зоя Александрова

8. Игра «Передай снежинку и скажи одним словом»

Воспитатель  говорит, затем передает мяч, а ребёнок продолжает .

У сороки белые бока, поэтому её называют … (белобокая) .

У сороки длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая) .

У синицы грудка желтая, поэтому её называют … (желтогрудая) .

У вороны черные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая) .

У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длиннохвостая) .

9. Игра «Узнай по описанию».

Подбор имен существительного, подходящего по смыслу к ряду имен прилагательных.

Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый (воробей) .

Красноголовый, большой, умный, зимующий (дятел) .

Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная (синица) .

Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный (снегирь) .

Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая (сова) .

8. Ребята, расскажите, как же помочь зимой птицам и какая польза от птиц.

Дети рассказывают о кормушках, о корме для птиц, о том, какие деревья необходимо сажать, чтобы птицам было, что есть и где укрываться, о том как еще можно помочь птицам (творческие рассказы детей) .

воспитатель рассказывает, что синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

10. Психогимнастика «Лучики»

Дети, сегодня на занятии вы были внимательными, активными давайте подарим друг другу лучики, чтоб быстрее пришла весна.

- Встаньте, пожалуйста, в круг!

- Выполняйте движения вместе со мной.

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

Дети выполняют движения руками по тексту.

- Ребята, скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Как мы можем помочь птицам зимой. Что вам понравилось на занятии? Назовите зимующих птиц. Расскажите правила о том, как кормить птиц зимой. (Ответы детей)

-Молодцы ребята! Спасибо всем скажет зимушка за то, что знаете о птицах, а главное знаете как им помочь зимой. Снеговик расскажет зимушке – зиме о нас, о наших знаниях про птиц.! Дети прощаются со снеговиком.

Чтение стихотворения «Весна» А. Н. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

опять надолго миновала.

О ком говорится в стихотворении? О птицах – соловьях

Дидактическая игра: «Не сорока, не ворона»

Цель игры:

Учить узнавать и называть птиц по картинкам, классифицировать.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц. Например, для первой команды – снегирь, аист, воробей, чайка, гусь, скворец; для второй – голубь, дятел, утка, кукушка, соловей, ворона. Каждая команда выбирает ведущего, который подходит к любому игроку соперника, показывает ему первую картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отвечай-ка! (Одно условие игры- в ответе называть перелетных птиц) .Ответ игрока должен быть полным: «Не сорока, не ворона, а скворец». Назвал птицу правильно - команде очко. Ведущие обращаются поочередно то к одной команде, то к другой команде, показывая картинки разным игрокам.

Выигрывает та команда, у которой больше очков.

Сейчас давайте перечислим перелетных птиц, которых мы называли в игре. Какая птица возвращается первой на Родину? Грачи. Что делают птицы при возвращении домой? Вьют гнезда. А из чего птицы вьют гнезда? Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха и другое. Некоторые птицы вплетают в стенки гнезд лишайники и ленточки бересты для маскировки своих гнезд от разрушителей. Кто из птиц вьет гнездо под крышей жилого дома? Ласточка. Кто поселяется в дупле? Дятлы. Кто вьет гнездо на дереве? Аист, грачи, вороны, сороки. Они гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.

Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Отложить яйца, вывести птенцов.

Кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? Мама – птица, самка.

Кто заботится и кормит маму птицу и птенцов? Папа, самец.

Кто вскармливает и растит потомство? Родители, обе птицы.

Ребята, а мы с вами можем как – то помочь птицам весной? Сделать и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд.

Дидактическая игра «Угадай, чей голосок? »

(запись голосов разных птиц в аудиозаписи)

Цель игры:

учить распознавать голоса птиц на слух.

Ход игры:

1. Кар-кар-кар! (Ворона)

2. Чик-чирик-чив-чив! (Воробей)

3. Синь-синь-синь! (Синица)

4. Свир- свир- свир (Свиристель)

5. Ку-ку-ку! (Кукушка) и т. д.

Предложить детям скопировать голоса птиц и движение крыльев.

Пальчиковая игра «Полет птиц»

Цель игры:

развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Руки скрещены в запястьях, пальцы - крылья - расслаблены, лежат на предплечьях - птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук - крыльев - легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

Но ведь все птицы летают по – разному: колибри – пальцы – крылья движутся быстро – быстро, почти трепещут; синица – взмахи крыльев тоже довольно быстрые, птица все время меняет направление полета; чайка – плавные, широкие взмахи крыльев, временами птица парит в воздушном потоке на распахнутых крыльях; орел – резкий, быстрый, «хищный» взмах крыльев вверх, а затем медленное, спокойное движение вниз.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

Какое настроение вызвало у вас пение птиц? Радостное, веселое, легко на душе.

А вот, сейчас, с хорошим настроением мы приступим к творческому этапу нашего занятия.

Мы с вами рисовали птицу, лепили из пластилина, делали аппликацию, а вот сейчас будем делать оригами. (Технология выполнения взята из пособия «Уроки ручного труда» А. В. Козлина) .

Посмотрите, какие птицы у вас получились. А что произойдет, если птицы к нам весной не вернутся? Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредителей. Вредные насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить семена ягод, трав, цветов по земле. Мы никогда не услышим их чудесное пение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Упражнения для пальчиков по теме «Птицы»

Упражнение для пальчиков

Наступила весна, с теплых стран возвращаются птицы, а мы с ребятами играем в новые пальчиковые игры.

Птички

Птички прилетели,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

крыльями махали

Сели. Посидели

Кисти рук соединили в замок.

и дальше полетели.

Повторяют первое движение.

Птенчики в гнезде.

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет

Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно.

И песню звонкую поет.

Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются.

Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

А грачи у лужицы

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.

Журавли летят торопятся,

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

Дрозды

Видишь смотрят из гнезда,

Два молоденьких дрозда.

Соединяют пальца двух руккольцом и смотрят в него.

Клюв покажет первый дрозд,

Пальцы щепоткой выставляют вперед.

А второй покажет хвост.

На другой руке прямые пальцы выставляют вперед.

Ласточка

На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

Конспект интегрированного занятие для детей старшего дошкольного возраста «Птичий двор»

по теме «Птичий двор»

задачи: развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, приобщение к общепринятым нормам и правилам через совместную деятельность со взрослым и сверстниками, расширение кругозора детей.

Содержание ННОД:

Дети стоят около воспитателя, звучит аудиозапись голосов домашних птиц

Ребята, послушайте, что за звуки?

Чьи это голоса?

(ответы детей: курей, гусей, уток, индюков)

Воспитатель показывает иллюстрации угаданных домашних птиц и ставит на магнитную доску

Ребята, поиграем в игру «Чей детеныш? »

Я кидаю мяч и называю домашнюю птицу, а вы называете детеныша.

Утка – утенок

Гусыня – гусенок

Курочка – цыпленок

Индюшка – индюшонок

Петух – цыпленок

Индюк – индюшонок

Селезень – утенок

Гусь – гусенок

А теперь играем в игру «Аналогии»

У утки утята, а у гусыни - … .

У гусыни гусята, а у курочки- ….

У курочки цыплята, а у индюшки - … .

А где живут эти птицы? (в курятнике, на птичьем двор)

Дети передвигаются от магнитной доски к мольберту с картиной «Петушок с семьей»

- Посмотрите на картину.

- Кто в центре картины? Назовите главного героя?

-Расскажите, какой петушок? (Красивый, с пышным хвостом, важный)

- Как можно сказать про курочек, какие они?

(коричневые, белые, черные, добрые, веселые, заботливые)

- А что можно рассказать о цыплятах? Какие они? (желтые, пушистые, любопытные)

Почему вы назвали их любопытными?

(они увидели зернышко и божью коровку)

Дети сели полукругом на стулья

- Ребята, Эта иллюстрация к рассказу К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Послушайте рассказ и скажите, какими словами автор называет петушка, курочек, цыплят?

Воспитатель зачитывает рассказ

К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»,

Какими словами автор описывает петушка?

(На головке красный гребешок, под носом красная бородка, нос долотцом, хвост колесом, на ногах шпоры)

- Что значит нос долотцом? (крепкий как долото)

- Что такое долото? (это инструмент для выдалбливания отверстий)

Воспитатель показывает картинку - долото

- Какими словами автор говорит про курочек?

(рябенькие, пестренькие, беленькие, хохлатушки, хлопотуньи-хозяюшки)

- Объясните слово хохлатушки?

(с хохолками)

- Объясните слово хлопотуньи-хозяюшки? (заботливые)

С какой интонацией петушок обращается к курочкам? (ласково)

Как вы догадались? (называют ласковые слова)

Какие еще незнакомые слова вы услышали?

(хохол, вихор, плетень)

Что такое хохол?

(волосы на голове торчат)

Что такое вихор?

(тоже, когда волосы торчат и завиваются)

Что такое плетень?

(изгородь из сплетенных прутьев и веток)

Если дети не могут ответить, воспитатель зачитывает абзац)

Ребята, хотите поиграть? Начинаем превращение.

Я платочком вас коснусь

И в утят вас превращу!

Танцевальные движения под музыку «На танцующих утят быть похожи не хотят… »

Я платочком прикоснусь и в ребят вас превращу!

- Посмотрите (внимание на картину, курочка, петушок и цыплята у нас есть. А утки и утята могут жить по соседству с ними? Вы правы, по соседству на птичьем дворе можно встретить разных домашних птиц.

Чтобы семье петушка было не скучно, предлагаю вам смастерить уточек.

- Я вас приглашаю в мастерскую.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

- Чтобы руки были умелыми сделаем зарядку

У цыпляток папа, важный петушок:

На головке у него,

красный, красный гребешок,

Под головкою бородка,

Он трясет ей очень ловко.

Хвост красивый и большой –

Перья выгнулись дугой.

- Ку-ка-ре-ку! – он кричит

Просыпаться всем велит.

- А теперь, чтобы нам смастерить уток, возьмите себе квадрат.

Дети выбирают себе квадрат подходящего размера.

Дети с помощью оригами мастерят уток.

Технологическая сказка

Ветерок подул и превратил квадрат в воздушного змея.

Ветерок подул, и воздушный змей перевернулся.

Ветерок рассердился, и самый верхний угол опустил вниз.

Ветерок еще сильнее подул и нижний угол острый повернул вверх, и подружил верхний и нижний углы.

А углы поссорились, и нижний угол отвернулся от верхнего угла.

Ветерок подул и сложил, получившуюся фигуру пополам, и подружил углы по бокам.

А теперь наши с вами умелые пальцы потянули за угол, который не захотел дружить, вверх и у нас получилась голова и шея утки. А потом умелые пальцы потянули за маленький угол вверх и он превратился в хвост.

Как сделать лапки?

- Выберите себе то, чем вы будите раскрашивать поделку.

Раскрашивают по своему усмотрению карандашами, фломастерами, восковыми мелками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили родители воспитанника

Детского сада «Солнышко»

Урбаханова Егора

 

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Перелёты более свойственны видам высоких и умеренных широт: в тундре почти все виды птиц перелётные, в тайге — три четверти видов. Число перелётных видов в тех или иных местообитаниях зависит и от того, насколько резко в них различаются кормовые условия летом и зимой. Так, среди обитателей лесов и населённых пунктов около половины видов перелётные, а среди обитателей полей, болот, водоёмов — почти все виды. Перелётных птиц больше среди насекомоядных и плотоядных, меньше — среди зерноядных. Это и понятно: если зерно зимой еще как-то можно найти, то насекомых нет вовсе.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

1 – Зяблик; 2 – Трясогузка; 3 – Дрозд певчий; 4 – Пеночка – теньковка; 5 – Ласточка; 6 – Чибис; 7 – Конёк лесной; 8 – Жаворонок; 9 – Спавка черноголовая; 10 – Иволга; 11 – Малиновка; 12 – Горихвостка.

 

 

 

 

Почему птицы ежегодно улетают на юг?

На первый взгляд, ответ очень прост: птицы улетают, потому что становится слишком холодно. Но это совершенно неверно. Многие птицы способны защитить себя зимой благодаря пуху, который растет под оперением. Он задерживает теплый воздух и защищает птицу от холода. Животных защищает от холода шерсть, под которой также вырастает пух. Человек защищает себя от холода подобным же образом, только вместо пуха он использует одежду. Между несколькими слоями одежды, которую мы надеваем на тело, содержится много воздуха. Он и помогает сохранить тепло нашего тела в холодное время года. Большинство птиц улетают по другой, более существенной причине — недостатку еды в зимние месяцы. Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду. Вот почему ласточки улетают на юг. По этой же причине улетают и дикие гуси. На юге насекомые не погибают от холодов. Их можно ловить столько, сколько нужно для пропитания. Аисты и цапли улетают на юг, когда замерзают пруды. Лед укрывает лягушек, жаб, маленьких рыбок и личинок. Зимой исчезают даже мыши, которых тоже едят птицы. Они прячутся глубоко под снегом в своих норках. Конечно, некоторые птицы остаются, поскольку они научились есть отходы, которые выбрасывает человек. Они находят необходимую еду в садах, прудах и на свалках.

Исчезают на зиму одни птицы и появляются другие не только на Севере. На юге и даже вблизи экватора птицы совершают сезонные перелеты. На севере птиц заставляют улетать похолодание и недостаток пищи, а на юге — смена влажных и засушливых сезонов. Там, где птицы размножаются, т. е. на севере и в умеренном климате, они проводят меньшую часть года, а большую часть затрачивают на перелеты и жизнь в местах зимовок. Тем не менее ежегодно перелетные птицы возвращаются туда, где они вывелись в прошлом году. Если весной птица не вернулась на родину, можно считать, что она погибла. Некоторые широко распространенные виды птиц в одних местах перелетные, а в других — оседлые. Серая ворона из северных областей России улетает на зимовку в южные области, а на юге эта птица оседлая. Черный дрозд у нас — перелетная птица, а в городах Западной Европы — оседлая. Домовый воробей в Европейской части России живет круглый год, а из Средней Азии улетает зимовать в Индию.
Места зимовок у перелетных птиц постоянны, но там они живут, не придерживаясь определенных узких районов, как при гнездовании. Естественно, что птицы зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные — в лесистых местах, прибрежные — по берегам рек, озер и морей, степные — в степях.

10 марта 2014 в 13:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.